Врачи не дадут соврать, но большинство из них почти не сталкиваются с пациентами, которые приходят и с ходу ставят плюс в анкете напротив галочки СПИД или сифилис. Про гепатит рассказывают довольно часто, а вот первые два пункта игнорируют все.
И, судя по статистике заболеваемости, далеко не потому, потому что этих заболеваний в стране нет. Как раз наоборот, они есть, но люди их скрывают.
Потому что полно было случаев, когда пациент честно говорит, что у него СПИД, а врачи с воплями выскакивают из кабинета и отказываются его лечить. Что будет делать такой человек в следующий раз? Естественно, промолчит. Ведь у него болит зуб и он хочет его вылечить, а вовсе не хочет, чтобы на него смотрели, как на бешеную собаку, которая вот-вот укусит, и отказывались лечить вообще.
Так и получается, что пациенты ходят в частные клиники, где даже паспорт предъявлять не нужно, называются любой левой фамилией и лечат зубы, не сообщая обо всех деталях своего здоровья.
Вот потому и должны проводить стерилизацию так, как будто каждый пациент это потенциальный носитель какой-нибудь болезни. И в любой современной клинике уже давно так и делается.
Инструменты стерилизуются в специальных автоклавах со специальными метками, которые изменяют свой цвет только по достижении нужной температуры. Потом эти метки наклеиваются в специальный журнал и всегда можно проследить, как прошла стерилизация каждой партии инструментов. Если хоть одна метка хоть в одном углу не поменяла цвет, то стерилизуется вся партия снова.
Плюс в современных автоклавах есть печать режима стерилизации, который полностью отражает весь процесс.
После автоклавирования весь инструмент так и лежит в стерильных крафт-пакетах, где он может сохранять стерильность еще целый год.
Иголки, нитки и даже скальпеля должны быть одноразовые, шприцы карпульные, после укола карпула и игла выбрасываются. Так что пациент заразиться не может вообще ничем и никак. Это факт!
Почему же так упорно ходят слухи о том, что в какой-то стоматологии заразили пациента гепатитом или чем похуже? А все очень просто!
Если пациент заразился чем-то, то врач-эпидемиолог должен отследить всю цепочку заболевания и выявить источник со всеми связями. Это его святая обязанность!
Есть вариант, что врач будет беседовать с пациентом долго и доверительно на тему всех его половых связей за последние полгода-год и больше, прознает про всех знакомых, у которых он был дома и что-то ел и пил, а возможно, с ними и спал, проверит, не кололся ли пациент одним шприцом с кем-то из своих друзей, и прочее и прочее.
А есть вариант, что врач спрашивает пациента, не лечил ли он зубы за последние полгода? Люди в 90 процентов случаев лечили зубы в последние полгода-год, либо ходили на контрольный осмотр, либо делали профессиональную гигиену полости рта. И он говорит, да, ходил в такую-то стоматологию!
Та-да-дам!!! Больше не нужно ничего спрашивать, ходить по адресам и устраивать допросы с пристрастием, кто с кем спал! Вот же виновник на блюдечке с голубой каемочкой! Доказать невозможно, конечно, но и опровергнуть иди попробуй!
И вот вопрос быстро закрывается, галочка ставится. Ни в коем случае не хотим сказать, что так работают все эпидемиологи! Нет, большинство из них ответственно относится к своей работе. Но ведь бывают и исключения.
Вот из них и появляется статистика и миф о том, что в стоматологических клиниках регулярно заражают пациентов всякой гадостью.
Врач гораздо больше рискует заразиться чем-то от пациента, чем пациент от врача. Потому что это именно изо рта пациента врачу в глаз могут попасть брызги слюны или крови, именно врач может уколоться инструментом, которым работает во рту у заразного пациента, и именно врач каждый год проходит медосмотр и сдает кровь на все и всяческие анализы, чтобы иметь санитарную книжку, без которой работать нельзя, а не пациент.