Керамика делится на две основные группы — каркасную и бескаркасную. Разница между ними весьма существенная и показания тоже несколько разные.
Сама по себе керамика появилась очень давно, но коронки из нее делать научились только в 18 веке. Начиналось все с так называемых «жакетных» коронок. До тех пор, пока керамика не спеклась в печке, она представляет из себя некую массу, похожую на мокрый песок. «Слепить» из нее коронку просто так, в воздухе, невозможно.
Поэтому придумали такую технологию. Брали зуб (вернее, его копию из гипса), плотно обжимали его платиновой фольгой и получался колпачок, на который уже можно было класть керамику, потом ставить всю эту конструкцию в печку. На выходе получалась готовая твердая коронка, которую можно было приклеить на культю зуба во рту.
Однако у керамики есть нехорошее свойство. Несмотря на свою достаточно высокую прочность, она все же хрупкая и мостовидные протезы из нее делать не получалось, только одиночные коронки.
Поэтому стоматологи и ученые долгие годы думали, как обойти эту проблему. И вот, совсем недавно (по историческим меркам), в 1962 году была представлена технология каркасной керамики — металлокерамики. Теперь в основе конструкции стоял твердый и надежный каркас из металла, а снаружи эстетику обеспечивала керамическая масса.
И если даже от такой коронки или моста отколется кусок керамики, то это повлияет только на красоту. Сам мост будет стоять дальше и служить верой и правдой. Правда, жевать будет немного хуже, если скололась жевательная поверхность, а не кусочек где-то сбоку, который вообще ни на что не влияет.
С появлением диоксида циркония каркасная керамика получила еще кучу плюсов и избавилась от некоторых минусов. Диоксид сам по себе белый и его можно еще и покрасить в нужные оттенки. Цвет коронок стал намного естественнее, т.к. не нужно перекрывать цвет металла. Диоксид не окисляется, а потому не дает с годами темных некрасивых ободков вокруг коронок у десны. Он индифферентен к тканям, поэтому десна вокруг него не воспаляется и не обнажает край коронки. А если и обнажает, то на краю не виден никакой металл и эстетически это не сильно вредит.
Казалось бы, сплошные плюсы, но безметалловая коронка все равно считается немного эстетичнее. Если, конечно, сделана по всем показаниям, потому что минусов у нее все так же много, а из плюсов — только красота.
Есть еще одна тонкость, на которой многие спотыкаются. Сам по себе цирконий — металл, но диоксид циркония уже металлом не является. Потому многие врачи считают коронки на основе диоксида циркония тоже безметалловыми конструкциями и формально они вроде бы и правы. Но тут важнее не название, а тот факт, что эта керамика все равно остается каркасной керамикой. Внутри есть колпачок из диоксида, а керамикой покрыта только наружная часть для красоты.
Теперь о том, почему безметалловые коронки стоят дороже. Во-первых, их сложнее изготовить. Сама фарфоровая масса стоит дороже, нужно дорогостоящее оборудование, а техников, которые могут делать красивые и качественные безметалловые конструкции, намного меньше. Доходит до того, что у некоторых широко известных в узких кругах техников стоимость такой коронки превышает стоимость обычной каркасной керамики в два-три раза, а иногда и больше.
В Европе и даже Южной Америке берут за изготовление одной единицы по 5000 евро. Это только цена техника, сюда не входит зарплата врача и прибыль клиники! В обычной российской клинике за такие деньги можно сделать себе целый рот зубов.
В Москве, Питере и многих других городах России тоже есть техники, которые делают высококлассную безметалловую керамику, и цены у них, конечно, не такие, как у лучших европейских коллег, но тоже немаленькие.
Таким образом, получается, что к цене одной единицы коронки добавляется стоимость работы техника, которая сама по себе может быть вдвое-трое больше, чем стоит сама коронка в клинике.
Действительно ли есть смысл платить такие деньги? Вопрос дискутабельный. Да, специалист часто сможет разглядеть разницу между безметалловой коронкой и каркасной (да и то нужно приглядеться). Простой же пациент сможет крайне редко.
Подавляющее большинство обывателей не видят даже разницу между зубами в нашей расцветке, где только основных цветов белого больше двадцати, а есть еще куча всяких красителей. Есть, конечно, отдельные художники, которые видят такие оттенки цвета и формы, какие не каждый врач-стоматолог увидит, но их не так много.