Как лечить кисты зубов, мы уже кратко рассказали в прошлой статье. Единственный способ лечения — качественное перелечивание каналов зуба. Только если убрать из каналов всю инфекцию, прекратить постоянную подпитку кисты микрофлорой, можно добиться излечения.
Это примерно как на войне. Организм сам справится со старыми микробами, если им на смену не будут постоянно приходить новые и новые толпы мобилизованных. Только в отличие от войны, где люди имеют обыкновение рано или поздно кончаться, микробы, при наличии хронического очага, будут размножаться вечно!
Часто лечение сопровождается воспалением и сильной болью. Это нормально. Когда в закрытом пространстве идет последний бой, вырабатывается гной, а деваться ему особо некуда, — возникает болевой синдром. Со временем (в среднем через пару недель) зуб перестает болеть. Через пару-тройку месяцев (раньше нет смысла, кость не перестроится за это время и изменений мы не увидим) можно сделать снимки и, если виден прогресс, значит борьба идет в нужном направлении.
Иногда канал опять открывают, закладывают туда новое лекарство (многие врачи, кстати, считают это бессмысленным) и снова ждут пару месяцев до следующих снимков, но углубляться сейчас в эти тонкости мы не будем. Скажем только, что лечение такого зуба может продолжаться и полгода, и год, при этом оно никогда не будет гарантийным.
Так что ввязываться в такое можно, только четко понимая, что это будет эксперимент за ваши деньги и никто их не обязан возвращать. Хотите гарантий — удаляйте зуб и ставьте имплантат. Хотите экспериментов — пожалуйста, но не за счет клиники.
Почему резекция верхушки зуба является устаревшим методом лечения? Потому что она редко решает основную проблему. Ну отрезали вы от корня два-три, а то и пять миллиметров (в зависимости от диаметра кисты). А что там в канале дальше?
Если вы можете ретроградно (со стороны верхушки) запломбировать канал, то иногда этот фокус удается. Если нет (а попробуйте в мокрой зоне, когда все вокруг в крови после резекции, качественно запломбировать что-то), то микробы точно так же продолжат свою деятельность, только корень станет короче.
Короткий корень ослабляет зуб. Существуют правила биомеханики, по которой база должна быть минимум в 1,6 раз длиннее надстройки. Обрезая корень, мы резко меняем соотношение длины корня к длине коронки, что может привести (а может и нет) к перегрузкам и расшатыванию зуба.
Раньше резекцию делали всем подряд, т.к. корневые каналы пломбировать было особо нечем и гранулемы с кистами росли как грибы после дождя. Так вот, бывали случаи, когда после резекции верхушки с ретроградной пломбировкой амальгамой (ныне давно уже снята с производства и незаслуженно предана анафеме) зуб жил еще 10-15 лет.
Но куда чаще возникал рецидив кисты и через 3-5 лет киста становилась еще больше, чем была, а укорачивать корень второй раз уже не представлялось возможным. Зуб удаляли.
Кстати, резекцию чаще всего делали только на передних зубах. Задние верхние не трогали, т.к. боялись попасть в гайморову пазуху. А нижние из-за того, что можно было провалиться в нижнечелюстной канал и вызывать пожизненное онемение половины лица.