Раньше пациенты постоянно звонили в клинику и задавали администраторам вопросы типа: «Сколько у вас стоит сделать зубы? Не нужно с точностью до копейки, хотя бы примерно?» Сейчас, с развитием электронных средств коммуникации, этот вопрос задают администраторам в чате на сайте клиники, на страничках в социальных сетях и электронных письмах в адрес клиники.
Любой адекватный человек и сам должен понимать, что это абсолютно бессмысленный вопрос. Сколько стоит машина? Сколько стоит еда? Никто ведь не задает вопрос: «Сколько у вас в Питере стоит квартира?» Однокомнатная или пятикомнатная? В новостройке или историческом здании? В центре города или в пригороде? Новостройка без отделки или вторичка с дизайнерским евроремонтом?
Так почему же люди думают, что администратор с ходу может ответить на вопрос, сколько стоят зубы. Когда пытаешься объяснить, что вопрос, мягко скажем, некорректен, тогда начинают уточнять: «Ну, коронка сколько стоит?»
Для начала, коронка может быть из множества разных материалов, сделана в разных лабораториях разными методами, и у каждой своя цена. Как определить, что считать конкретному звонящему?
Зуб под коронку может быть живой, а может быть и мертвый. Если он мертвый, то он может требовать сначала восстановления зуба и только потом установки на зуб коронки. Как по телефону (чату, сообщению или письму) понять, живой у пациента зуб или мертвый?
Еще нужно смотреть, как и чем запломбированы каналы в зубе. Если запломбированы недавно, качественно, с использованием гуттаперчи, то можно примерно назвать стоимость культевой вкладки или стекловолоконного штифта. А если зуб запломбирован плохо, то нужно его перепломбировывать с нуля, чтобы потом под новой коронкой не образовался какой-нибудь воспалительный процесс. Дайте совет администратору, как ему определить по телефону качество пломбировки каналов?
Если каналы требуют перепломбировки, то в одних случаях ее можно сделать легко и просто, за одно посещение. А в других может оказаться, что каналы сложные, непроходимые, и с каждым из них врач может работать несколько посещений. Цена перепломбировки трехканального зуба может иногда достигать стоимости протезирования зуба, что удваивает конечную стоимость. Скажите, администратор способен понять удаленно, сколько посещений потребуется и каков будет объем работ по перепломбировке каналов?
Но и это еще далеко не все. Зуб может оказаться стоящим в неправильном прикусе, и на него часто просто невозможно установить коронку до тех пор, пока пациент не исправит прикус. Возможно ли администратору по электронной почте определить состояние прикуса пациента?
А иногда зуб испорчен до такой степени, что вообще не подлежит протезированию и его нужно удалять, а не коронку ставить. Администратор способен понять это на расстоянии?
Как прикажете администратору, не видя пациента, определить все эти тонкости, составить план лечения и протезирования и посчитать цену?! Еще не стоит забывать одну мелочь — администратор клиники это не врач и даже если ему предоставить всю необходимую информацию, включая компьютерную томографию зубов и гипсовые модели челюстей, то он все равно не настолько компетентен, чтобы составить грамотный план и обсчитать его стоимость.
Даже когда врачу с большим стажем, присылают по почте фотографии, компьютерную томографию и выписку из медицинской карты, он не всегда без осмотра может точно сказать, что можно и нужно делать в каждом конкретном случае. Мы уже не говорим о том, что даже между врачами бывают разногласия в плане лечения. Один говорит лечить, другой протезировать, а третий вообще считает, что этот зуб нужно удалять.
Как видите, на каждом этапе возникает куча вопросов, от которых цена зависит принципиально. Соответственно, окончательная стоимость может кардинально отличаться от первоначальной. Именно поэтому важно всегда объяснять, что стоимость может рассчитать только врач после осмотра ситуации в полости рта, после изучения рентгеновских снимков, а часто еще и только после специальной диагностики.