Сканирование — это получение трехмерного изображения челюстей в компьютере. Сканер делает множество фотографий (в среднем 2-2,5 тысячи снимков), которые компьютер выстраивает в виде треугольников в единую объемную модель. На удивление, финальный файл одной челюсти получается очень компактным, всего 25 мегабайт в среднем, что меньше одной качественной фотографии на дорогой зеркалке или даже телефоне.
Технология эта совсем не нова. Начали ее разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века, но до реального рабочего уровня она дошла только лет десять назад. До этого такие модели были черно-белые, крайне неточные, требовали идеальной сухости во рту, иногда даже нужно было посыпать зубы специальным белым порошком, чтобы сканер мог изготовить качественную трехмерную модель без погрешностей.
Сегодня мы можем не только сканировать зубы без всякого порошка, но и получаем идеальное изображение в цвете. Пациенту можно показать все особенности его зубов, прикуса и даже кариес в каком-нибудь зубе, который сам он никогда не увидит в зеркало.
Таким образом, возрастает доверие пациента к врачу. Ведь он своими глазами видит все проблемы полости рта и никогда потом не скажет, что доктор все придумал, чтобы денег заработать, а кариеса там может никакого и не было.
Такое сканирование выполняет сразу множество функций:
Первая — архивная. Потом всегда можем посмотреть, что там было до вмешательства, чтобы пациент, опять же, не бубнил потом, что там все было хорошо, а сделали хуже, чем было. Ставятся рядом два скана (до и после), и все вопросы сами собой рассасываются. Совмещение сканов позволяет отслеживать разницу в изображениях до микронов.
Второе, для чего мы можем использовать начальный скан — образец фасона зубов пациента для техника. Техник ведь получает скан с уже обработанными зубами и рисует зубы по стандартным правилам. А у каждого пациента могут быть свои особенности, которые ему важны и которые придают его лицу индивидуальность.
Техник может просто скопировать предыдущие зубы и вставить их в модель челюсти, сделав точную копию зубов, которые были у пациента до их обработки под коронки.
Третья очень-очень важная функция — фиксация прикуса. Пока у пациента есть все зубы, у него привычный прикус. А если мы взяли и удалили все зубы? Как определить положение нижней челюсти относительно верхней? Очень просто. Совместить эти челюсти со старым сканом по небу и буграм нижней челюсти. В результате пациент получает такой же привычный и удобный прикус, какой был до (если, конечно, не нужно что-то в прикусе менять).
Ну и стоит упомянуть о том, что снятие слепков во рту для многих то еще испытание. Рвотный рефлекс, слюнотечение и не самый приятный вкус заставляют некоторых пациентов бояться слепков чуть ли не больше, чем лечения зубов. «Опять давиться этой кашей!» — плачут несчастные. При сканировании зубов мы избавляем пациента от необходимости так страдать.
В цифровой стоматологии, как все уже поняли, очень много плюсов.
Для пациента важна не только функциональность протезов, но и их эстетика, само собой. Раньше мы всегда старались на временных коронках отработать всю красоту и только потом переходить к постоянным. Но это не всегда удавалось сделать, т.к. идеально точно перенести форму и фасон из временных коронок в постоянные довольно сложно.
Даже если технику отдать слепок с времянок, то он все равно делает постоянные коронки вручную и только весьма-весьма примерно может повторить все нюансы. Каждая примерка керамики все равно как в первый раз. Можно сделать чуть длиннее, чуть короче, чуть завалить горизонт, чуть сместить центральную линию и все, впечатление уже совсем другое.
Поэтому примерки керамики иногда затягиваются. Чаще, конечно, мы сдаем работу с одной-двух примерок. Но бывает, что примеряем три, четыре и более раз.
А каждая переделка занимает время, ведь каждый обжиг керамики вместе с остыванием и переклеиванием абатментов может отнять у техника в среднем час, если не больше. При этом на одну коррекцию иногда может понадобиться два-три обжига.
В общем, хлопотное это дело, трудо- и материалозатратное!
В цифровой же стоматологии все гораздо проще. Можно взять скан своих собственных зубов до обработки либо зуба, симметричного необходимому, отзеркалить этот зуб и поставить на место удаленного или обработанного. Таким образом мы получаем не просто зуб, «похожий на утраченный», а это будет тот же самый зуб со всеми нюансами и особенностями.
Кроме того, можно сделать так называемый прототип и отпечатать его на 3D-принтере буквально за полчаса. Пластик не такой дорогой, как керамика, а потому, если что не понравится, то перепечатать новый вариант можно хоть десять раз, и займет это не так много времени, усилий и расходных материалов.
Иногда делают прототип сразу всей челюсти, примеряют его, проверяют не только эстетику, но и удобство в прикусе и вообще отрабатываем любые нюансы. А потом техник просто берет этот уже готовый и всячески отработанный во рту компьютерный прототип, урезает его на толщину керамики и отправляет в изготовление каркаса из диоксида циркония. После чего наложить керамику по всем заранее отработанным параметрам уже совсем простое дело.
Конечно, и в этом случае керамику можно положить чуть не так, но это в любом случае будут уже такие микроскопические отклонения, что большинство из них решается прямо в кресле легким заполировыванием нужных мест специальными резинками для керамики.