Одни врачи говорят пациентам, что зубы мудрости нужно удалять уже по самому факту их наличия. Другие говорят, что их нужно сохранять до последнего.
А что нужно делать на самом деле?
До появления в стране имплантации зубы мудрости, прорезавшиеся правильно, очень многих людей спасли от съемных протезов, т.к. нам часто удавалось использовать их под мостовидные протезы.
Поэтому берегли тогда каждый зуб, зная, что с потерей седьмого зуба вариантов у пациента остается не так много. Либо мост до восьмого, либо сразу бабушкин съемный протез. Сегодня этот аргумент уже не работает, т.к. даже при полном отсутствии боковых зубов всегда можно поставить пару имплантатов и вопрос решить.
Как же действовать сегодня?
Для всего есть показания и противопоказания. Зубы мудрости тут не исключение.
Современное человечество неуклонно идет по пути эволюционного уменьшения размера челюстей. А размер зубов остается прежним. В результате зубам просто физически перестало хватать места. Это приводит к тому, что у подавляющего большинства людей отмечается скученность зубов.
Бравые стоматологи-ортодонты (врачи, занимающиеся исправлением патологии прикуса при помощи брекетов и прочего) давно уже научились решать эти проблемы, но из-за дефицита места чем-то приходится жертвовать. Иногда места так мало, что приходится удалять даже ни в чем не виноватые премоляры, не говоря уже о зубах мудрости.
Поэтому любой уважающий себя ортодонт либо до лечения, либо во время, либо после старается удалить восьмерки, чтобы обезопасить пациента от того, что после окончания лечения восьмерки вдруг вздумают расти (а они могут это сделать в любое время, от юности вплоть до зрелого возраста) и испортят все, что ортодонты долго и упорно исправляли.
Если зуб растет криво, либо вообще не растет, либо его рост портит прикус, либо упирается в семерку и портит седьмой зуб, то вопроса даже не возникает. “Удалять, не дожидаясь перитонита!” (с)
Если прикус идеальный, зуб режется ровно на свое место и никому не мешает, то за что его удалять? В этом случае никто обычно не настаивает на повальном удалении зубов только за то, что у них номер восьмой.
И снова возвращаемся к той мысли, что окончательное решение за лечащим врачом, а не за пациентом. Пациент не может оценить ситуацию и определить, насколько правильно или неправильно режется у него зуб мудрости и нужно или не нужно его удалять.
Задача пациента найти “своего врача”, а тот уже сам, на основании своего опыта, видения ситуации в целом и отдаленного прогноза подскажет, удалять или не удалять.